По следам лекции для студентов МГИМО, факультета международной журналистики.
Почти в любом проекте, будь то книга, журнал, веб-сайт, рекламная листовка или видео-ролик требуется согласованная работа людей отвечающих за текст и людей отвечающих за визуальную часть. Каждый из видов проектов заслуживает отдельной беседы, но здесь мы поговорим исключительно о печатной периодике, как о самом классическом варианте взаимодействия дизайнера и редактора.
Эта связка является основной в работе редакции и от ее взаимопонимания зависит почти все.
ОНИ СОШЛИСЬ
Итак, начиная новый журнал, собирается команда людей, которые решают о чем будет издание, для кого оно издается (адресность), сколько раз выходит (периодичность), и какой будет стиль подачи текстов (интонация). И вот на этом-то этапе уже нужен арт-директор, который задаст вопросы про обложку, фотографии, иллюстративный материал, стиль издания и так далее.
К сожалению, часто бывает, что арт-директора и дизайнеров приглашают в самом конце, когда уже рубрикатор обсужден, написаны почти все тексты, и даже готова идея обложки. И начинается.
Сроки уже горят, а непонятный арт-директор, в команде с дизайнерами вдруг начинает что-то требовать, рисовать какие-то схемы, заставлять переписывать тексты и заголовки и вообще, как кажется, срывает всю работу. В последствии, после многих часов ругани и взаимных обид, дизайнер и редактор находят общий язык, учатся друг у друга, первый номер сдается и они становятся настоящей командой.
Тем не менее, такие конфликты очень часты и отнимают очень много сил и энергии. А ведь по-сути их легко избежать, правильно понимая работу друг-друга и выстраивая правильную коммуникацию.
ДИЗАЙНЕР ТОЖЕ РЕДАКТОР
И редактор и дизайнер совершенно в равной степени помогают журналу сформироваться. Редактор знает целевую аудиторию журнала и в зависимости от ее потребностей и от концепции журнала продумывает направленность материалов, распределяет материалы по рубрикам, отвечает за главные темы и за то, что бы каждый номер был интересен читателю.
Арт-директор представляет для кого этот журнал и как он, исходя из этого, должен выглядеть, как должен быть оформлен каждый вид материалов, в каком порядке они должны выстраиваться друг за другом и какие дизайнерские приемы применяются конкретно в этом издании. (Например, сухой технический текст научной статьи редко иллюстрируется декоративными виньетками, только если это не лежит в основе всей идеи подачи материалов.) Совокупность этих элементов составляет визуальную структуру издания— соответствие смысла содержания визуальной реализации.
Теоретически, арт-директор, основываясь на продуманной структуре и сетке, может представить журнал целиком, даже в тот момент, когда половины текстов еще не существует в природе.
А не теоретически, он выполняет еще редакторскую работу или заставляет редактора сделать что-то дополнительное. Например, диктует каким должен быть этот материал по подаче, просит сократить до определенного количества знаков, смотрит из чего получиться хорошее досье (и тогда требует «допишите мне сюда 10 подверсток»), сортирует материал с точки зрения визуального наполнения, а иногда и сам придумывает возможные темы или заголовки.
Арт-директор смотрит где есть хороший графический материал и из чего можно сделать пикчер-стори, а текст сделать дополнением к фотографиям. Обсуждает с редактором какой материал можно полностью структурировать и подать инфографически.
А иногда дизайнер никого не спрашивает и все с удивлением обнаруживают, что страничный текст влез на четверть разворота, потому что его перерисовали в схему или инфографику.
Часто все эти требования кажутся редактору не нужными и не своевременными, потому что у него и так много работы. Но на самом деле хороший и правильный дизайнер просто обязан все это делать, гораздо хуже когда текст просто заливается как он есть без его прочтения, осознания и структурирования.
Все отмеченное дизайнер просит дописать редактора (а редактор плачет и говорит «может не надо?») SpecialGreen02 by Francesco Franchi
Именно поэтому так важно координировать работу друг друга. Время работы над материалом и надо номером в целом, можно здорово сократить, если структура публикаций будет обсуждаться совместно, еще до того, как будет проведена окончательная редактура.
РЕДАКТОР ТОЖЕ ДИЗАЙНЕР
Хороший Редактор очень часто подсказывает дизайнеру как именно следует оформлять материал. Потому что, понимая визуальную структуру издания, уже сам переструктурирует информацию: выделяет подверстки или хронологию, готовит материал для инфографики и редактирует каждый материал, уже примерно понимая, как это выглядит.
Ни что так не радует слух дизайнера переодики, чем когда говорят: это будет сложноструктурный материал, в нем пять подверсток, но одну из них можно сделать инфографикой, а биографическую справку, можно оформить как анкету, как будто человек отвечает сам.
И тогда это становится любимый редактор у дизайнера, о нем рассказывают легенды и хотят с ним работать и дальше. А все потому, что редактор начинает говорить на понятном дизайнеру языке.
(Иногда редактор предлагает дизайнерские решения именно в оформлении, а не структуре материала, например, просит обязательно изменить шрифт или поставить синюю плашку. Но чаще всего, дизайнеры не любят, когда им сморят под руку и очень на такое ругаются
В любом случае дизайнер и редактор выполняют одну задачу— структурировать данный ему материал в зависимости от того, что он делает и для кого. Работа и дизайнера и редактора — выявить основной смысл, разделить информацию на главную и второстепенную, сделать материал читаемым и структурировать поток информации в общий гармоничный сюжет. Как мы видим, их работа очень похожа, но выполняется разными способами.
Год-два, и люди начинают отлично понимать коллег, и слаженная команда гораздо быстрее выполнит проект издания, потому что люди говорят на одном языке и не надо опять объяснять друг-другу смысл их работы.
КАК ВИДИТ ЖУРНАЛ РЕДАКТОР И КАК ДИЗАЙНЕР
Для редактора периодическое издание, это набор материалов, каждый из которых относится к своей рубрике. Несколько важных тем выделяются, они основные / актуальные, остальные взяты из редакторского портфеля. Редактор, составляя план номера думает о том, какие материалы пойдут за какими. Чтобы главные материалы номера занимали определенное место, ближе к началу, чтобы развлекательные статьи разбавлялись серьезными, думает над подборкой мелких материалов. Это ритм издания с точки зрения редактора.
Так видит журнал редактор. «Пааапочки, всё понятно, номер почти готов!»
Дизайнер видит издание, как развернутую плоскость, с визуальными акцентами и ритмом текстовых и графических материалов. Дизайнер распечатывает все материалы издания в уменьшенном формате и вешает на доску, что бы посмотреть как они идут друг за другом с точки зрения баланса цветных пятен и насыщенности. Это ритм с точки зрения дизайнера.
Так видит журнал дизайнер. «Тут побелее, тут почернее, всё понятно, номер почти готов!»
Редактор видит издание с точки зрения ритмики смыслов, а дизайнер с точки зрения визуальных элементов.
Для редактора может казаться странным, что дизайнеру обязательно нужны пять горизонтальных фотографий с подписями не больше трех строк, а прекрасную вертикальную с большой подписью просит убрать.
А дизайнеру очень сложно объяснить, что вот эта статья, пришедшая внезапно, и разрушающая всю структуры очень важна и ее надо поставить именно сюда.
Типичная доска в редакции, на которой и дизайнер и редактор могут смотреть, как продвигается работа над номером
ПЛАНИРОВАНИЕ НОМЕРА
В самом начале работы над макетом арт-директор вместе с редактором создают рубрикатор. Рубрикатор может быть фиксированным и плавающим. И это тоже должно решаться сразу, как и принципы, по которым рубрики отличаются друг от друга. Например, постоянная рубрика, тема номера, оформление интервью и т.д.
В идеале, все эти принципы должны быть прописаны и известны всей команде, работающей над номером, тогда планирование каждого номера, текстовое и визуальное, значительно упрощается.
ВИДЫ МАТЕРИАЛОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА
Материалы с точки зрения дизайнера делятся на :
— досье (много текста, дополнительных подверсток, инфографики, материал состоит из нескольких материалов)
— репортаж (текста и картинок 50 на 50 примерно)
— пикчер-стори (больше картинок)
— мелкие рубрики
Важно понимать, что «досье» это не то досье, которое привыкли видеть редакторы. А «репортаж» совсем не обязательно будет освещением какого-нибудь события. Это просто название стилей, принятых для того, что бы легче было понимать о каком виде оформления материалов мы говорим.
Любой материал можно подать любым из этих способов.
Еще на моменте создания макета дизайнер решает как будут оформлены репортажи, досье и небольшие материалы. Каждый из этих видов оформляется по-разному, что позволяет при быстром пролистывании журнала понимать где ты находишься и какой это материал. Особенно подобное актуально для тех, кто читает это издание каждый месяц или неделю, в зависимости от переодичности и уже привык к стилю оформления.
ПОЧЕМУ ДИЗАЙНЕР ПРОСИТ ПЕРЕПИСАТЬ/ СОКРАТИТЬ/ ДОБАВИТЬ ВЫНОСЫ И СДЕЛАТЬ ЕЩЕ КУЧУ ДЕЛ, А ЕЩЕ ПРОСИТ ИЗМЕНИТЬ ДЛИННЫЕ ПОДЗАГОЛОВКИ (ТАКИЕ, НАПРИМЕР, КАК ЭТОТ)
В общем и целом каждый материал состоит из следующих элементов:
— заголовок
— заголовок второго уровня
— лид-абзац
— информация об авторе
— основной текст с подзаголовками
— выносы
— подписи к картинкам
— дополнительный текст (подверстки) со своими заголовком и подзаголовками
— иллюстративный материал
Давно проведены исследования, как глаз читателя гуляет по полосе и какие элементы он замечает сначала, а какие в конце.
Сначала глаз видит связку основная иллюстрация-заголовок, потом обращает внимание на выносы в тексте и дополнительные фотографии с подписями. И только потом читатель решает интересна ему эта статья или нет.
Дизайнер не просто так требует от редактора дописать, переписать, придумать по другому. Он продумывает эти зацепки для глаза на развороте.
Для дизайнера заголовок в 3 слова и в 10 — это совсем разные заголовки и способ решения композиции. В общем, дизайнер может требовать от редакции писать заголовки, подписи, выносы строго определенной длины, иногда вплоть до определенного количества слов. Это не блажь, это часто действительно необходимость.
Идеальнее всего, когда до запуска издания и до проектирования первых макетов редакция договаривается о максимальной и минимальной длине заголовка, о его смысловых наполнениях (например, есть издания, где заголовок это развернутое предложение, а можно предположить те, где все основные заголовки начинаются с одного и того же слова)
ГЛАВНОЕ: ПРИВЛЕЧЬ ЧИТАТЕЛЯ
Журналов на полке или в киоске пара сотен. Что работает на привлечение внимания и мгновенное узнавание? В первую очередь, обложка. Основными элементами узнаваемости могут быть:
- фотография (съемка фигуры или крупного лица в определенном ракурсе, способ обработки фотографии)
- стиль рисования
- использование инфографики прямо на обложке
- сплошная рамка, баблы, плашки и другие «фирменные элементы»
- композиция обложки (то, как все элементы связаны друг с другом)
- выносы основных тем на обложку
Человек взял журнал в руки и положит его обратно через 5-10 секунд (не важно купит или нет). Он его пролистывает и должен считать основные точки. На первом уровне считываются заголовки, открытия статей, крупные картинки на разворот или полосу, выносы/цитаты, подписи к картинкам. Если рубрикатор играет активную роль в издании, тогда считывается он, и это дает покупателю больше представления о том, о чем журнал или газета.
Вначале человек сморит на разворот как на набор блоков
Как мы сами часто делаем, издание листается с конца и поэтому в конец чаще всего ставятся развлекательные материалы, с большими иллюстрациями, или подборка небольших интересных новостей, которые глаз фиксирует сразу и человеку уже дается какая-то информация.
Задача редакции — на любом уровне заинтересовать читателя, заставить его погрузиться на уровень глубже, буквально заставить прочитать текст. И, более того, сделать так, чтобы даже при первом поверхностном пролистывании, человек захотел покупать издание снова и снова.
При беглом взгляде на разворот подписи под фото прочтутся, а текст — нет. Глаз сначала реагирует на дробные раздражители — заголовки, мелкие кусочки текста, пустые места белого, паузы. Текст, при пролистывании смотрится более монотонным и читается в последнюю очередь. Дизайнер знает об этих спецификах восприятия и строит макет в зависимости от них.
Не последнюю роль в запоминаемости издания играют так называемые «фишечки», по которым, скажем, увидев издание у соседа в метро, мы сразу понимаем что он читает. Это не обязательно элементы оформления, это могут быть шрифты, сетка, поля, колонтитулы.
HAPPY END ИЛИ А ДАВАЙТЕ ВСЁ ПЕРЕДЕЛАЕМ
Раз в год-два дизайн-команда начинает шушукаться, а потом предлагает обновить макет. Если изначально структура и подача материалов были продуманы правильно и системно, то обычно редизайн не затрагивает базу, а просто делает издание более современным и актуальным.
На самом деле, почти все вышеперечисленные принципы можно нарушать, главное понимать, зачем это делается. Кроме одного: работы в команде и коммуникации с друг другом!
Лекция подготовлена совместно с Алиной Векшиной.
Отличная статья, все по полочкам разложено, так что встает а свои места. Вам нужно бы еще подготовить такую лекцию для маркетологов. Он тоже часто работают с дизайнерами 😉